пятница, 3 августа 2012 г.

Размышления "нерадивой" ученицы о новых грамотностях

Сегодня получила одно сообщение и поняла, что действительно так и есть. Я тоже люблю это делать, пусть не сознательно, но бессознательно очень часто, а еще отвлекаться от поставленной цели, уйдя по второстепенной дорожке.
Любите ли вы прокрастинацию так, как любим ее мы?
Читаю посты Ивана с заданием, коллег по курсу, а свое выполнение все откладываю, нет вдохновения. Но увидев эту картинку поняла,что надо исправляться.

Новые грамотности 

На вебинаре Иван об этом говорил, а затем дал в рассылке трактование Говарда Рейнголд (Howard Rheingold) Грамотностей,"... наличие сообществ, участники которых владеют общими для них навыками. Другими словами, грамотность — это навык + сообщество, которое обеспечивает его возникновение, передачу (!) и развитие". И сразу вспомнились мои "ученики" заведующие и методисты детских садиков (2008 год), которые мышку в руках не держали, а через две недели они должны были создать собственные презентации о своих учебных заведениях. И как раз сообщество играло важнейшую роль в развитии у них навыков, а затем возникновение развития и передачу знаний. Было интересно слушать их защиты и фразы 4 из них, что в садике появиться компьютер, потому что они теперь знают что на нем можно делать. Хотя на примере своего города, могу сказать, что о 21 признаке учителя 21 века говорить мягко говоря еще рано.
Украинские коллеги знакомы с государственной программой "100 процентов" (язык оригинала), которая была утверждена 13.04.2011 года. и первым этапом, которой было 100% овладение учителя навыками ИКТ до 1 января 2012 года. В нашей области только в начале ноября дали программу проверки: учителя должны были создать текстовый документ план-конспект со списками и вопросами оформленными в виде формы (флажок, выпадающий список, и тестовое поле), электронный журнал, в котором высчитывается среднее арифметическое и строится гистограмма и презентация. Все это нужно было выложить в  документах Google и дать общий доступ. Мне "посчастливилось" быть координатором в городе и я могу точно сказать, что из 498 учителей, которые сдавали мне свои работы, только процентов 30 % полностью все сделали без посторонней помощи, а вот за 40% делали коллеги, ученики, родственники. Ну и оставшиеся 30% частично делали сами, частично помогали. Такое навязывание сверху навыков работы с ИКТ, вызвало только негативное отношение ко всему. Да еще нужно учесть, что средний возраст педагогов города 47 лет, и пенсионеров или пред пенсионного возраста 25%. о каком удовольствии может идти речь (Главный принцип образования взрослых, сформулированный ЮНЕСКО (VI Международная конференция)- Образование взрослых должно приносить удовольствие!) 
Об этом поколении учителей хорошо сказала в своем посте Новые грамотности Ольга Евстифеева
И вот мои наблюдения из жизни  педагогов одного городка в сечении признаков учителя 21 века
1. Вы требуете от своих учеников использовать многообразные источники для их исследовательских проектов (99%)… и они ссылаются на блоги, подкасты и интервью, которые они провели, используя скайп..(1-3%). Часто даже список источников не требуют
2. Ваши ученики работают над совместным проектом…с учениками из Австралии (1-3% гимназия и школа с углубленным изучением иностранного языка)
3. Еженедельно вы сообщаете о новостях классах… в вашем блоге. (4% Контакт и "Щоденник")
4. Ваши ученики участвуют в уроке, …отправляя через Твиттер вопросы и комментарии (5% Контакт и "Щоденник" аналог российского "Дневник")
5. Вы просите ваших студентов исследовать и создать доклад по спорной теме…и вы оцениваете их видео презентации. (до 5%)
6. Вы готовите дублеров с подробными указаний… с помощью подкастов. (до 3%)
7. Вы просите ваших учеников изучить литературного персонажа или историческую личность…, и они создают от его имени профиль в социальных сетях (0%)
8. Ваши ученики создают учебное пособие…работая вместе в группе-вики (5% в группах "Щоденника")
9. Вы делитесь учебными планами со своими друзьями-учителями… по всему миру. (2%)
10. Бюджет вашего класса ограничен…, но ничего страшного в этом нет потому, что существует так много бесплатных ресурсов в интернете, которые вы можете использовать
11. Вы осознаете важность профессионального развития,… и вы читаете блоги, присоединяетесь к сетевым сообществам и шлете твиты для собственного развития.
12. Вы берете своих учеников на экскурсию к Великой китайской стене, … никогда не покидая при этом свою классную комнату. (5%)
13. Ваши ученики делятся историями о летних каникулах, … используя он-лайн хранилище фотографий. (5 % группы)
14.Вы посещаете Лувр с вашими учениками,…и не тратите при этом не копейки
15. Вы обучаете своих учеников не для того, чтобы они были хулиганами …или кибер хулиганами
16. Вы просите своих учеников включить сотовые телефоны перед началом урока…потому что вы планируете их использовать на уроке. (запрещено, приказ министерства)
17. Вы просите своих учеников составить пересказ последней главы и прислать его вам в виде тестового сообщения или презентации (60%)
18. Вы демонстрируете оригинальные работы ваших учеников… миру (30%)
19. Вы пьете утренний кофе, …проверяя свою ленту RSS (2%)

Больше мне понравились и заставили осмыслить и поискать дополнительную информацию посты наших участников по этой тематике 
Грамотности обучения в сети от Георгия. Я даже с помощью Chrome перевела "33 навыка", чтобы иметь хоть какое-то элементарное представление об оригинале.
Пост от Марины Алексаненковой дал вспомнить, что тоже в 2006 году познакомилась и с 2007 года внедряю программу  Intel в родном городе и согласна с автором, что "...познать ВСЕ нет возможности. Слишком уж быстро все меняется, не успеваешь узнать что-то новенькое, как понимаешь, что это уже морально устарело :( ", с 2010 года работаю  с программой Intel для детей, и согласна с Людмилой Чайкой вот это действительно учение 21 века.
 Спасибо Марине Алексаненковой за рекомендации Юнеско. Структура ИКТ-компетенции учителей. Русский перевод 2011 год.


На августовской конференции я выступаю перед педагогами всего города и вот как раз об этом я и собиралась им рассказать. Об аборигенах и иммигрантах, о новых грамотность. Привести примеры  наших замечательных коллег Нины Люлькун (она разрешила) и об конструктивных сдвигах в педагогической практике ,о которых рассказал Сергей Погребняк.

4 комментария:

Nina Lyulkun комментирует...

Ирина, Великолепно!!!! Мне нравится интерфейс вашего блога и содержание классное! по делу комментарии позднее.

Ольга Евстифеева комментирует...

Да, Ирина, как Вы правы!!! Педагоги, увы, обращаются к новым технологиям со скоростью обратно пропорциональной скорости их развития....ну...обобщать не будем, но проблема стоит.
Кстати, к пункту 2. Загляните, когда минутка будет, на мой Глобус вот сюда - http://pedagogland.ru/projects.html, там можно скачать буклет IEARN с аннотациями международных проектов на русском языке. В буклете более 200 проектов, есть из чего выбрать, и участие в них - одно удовольствие! А внизу поста есть ссылки на интересные международные акции. Возможно, Ваши школы пожелают присоединиться. Если появятся вопросы, их можно задать там же. Успехов!!

Наталья Кубрак комментирует...

По поводу возраста - странное дело...Согласна, что более старшее поколение в большинстве своем не стремится осваивать новые методы работы.Но есть и обратная сторона.Каков средний возраст учащихся на этих курсах и на курсах,подобных этому? Молодежи не так много,в основном это участники от 35 и выше. А ведь по логике должно быть наоборот. Интересно,с чем это связано?

Ирина комментирует...

Наталья, в этом курсе собрались те энтузиасты, которые не хотят быть эмигрантами, а хоть немного аборигенами, и возраст не показатель. У меня есть молодые коллеги по 24-32 года, но для сетевое это одноклассники и контакт посплетничать и фото посмотреть. Они считают, что они все знают, и учиться им не нужно.