понедельник, 17 сентября 2012 г.

Финишная прямая. О «растягивании мозгов» с помощью КМ средствами ИКТ

 Встретила хороший афоризм Оливера В. Холмса, который гласит: «Мозг человека, растянутый новой идеей, уже не сжимается до своего прежнего размера» [1]. И жизнь подтверждает это уже не однократно. Когда 13 августа познакомилась с первоначальной программой конференции, одним из первых выбранных мастер-классов был «Развитие критического мышления средствами ИКТ», т.к. КМ является одной из составляющих программы Intel. Шлях до успіху (Украина, Путь к успеху, Россия). С данной программой активно работаю вместе с детьми уже на протяжении двух лет, и каждый раз дети задают вопрос на первых занятиях «А кого или что будем критиковать?». На первых этапах работы и сама долго выясняла подобные вопросы, чтобы более глубже разобраться с понятием КМ, и что самое главное применять для этого ИКТ, я и решила пойти по лестнице познания в мастер-классе.

Первым заданием было ознакомиться с материалами и дать понятие КМ, я предложила такой вариант: «Критическое мышление - способность ученика анализировать учебную информацию с позиции логики и личностного подхода с целью использования полученных результатов, как в стандартных, так и нестандартных ситуациях и проблемах. И способность ставить новые вопросы, находить аргументы, принимать независимые продуманные решения.» Затем мы знакомились и анализировали научные подходы к понятию, мне кажется, что наиболее полно оно раскрыто Д.Дьюи.
С графами знакома в программировании, а тут - денотатный граф. Что такое? Но изучив принцип его построения, поняла, что это очень хороший и серьезный инструмент в работе учителя. Он помог детальнее углубиться в понятие КМ.

Следующим этапом было выяснить, как связаны Критическое мышление и УУД. Это была очень серьезная коллективная работа, пришлось по-новому подходить к таким, казалось бы, знакомым видам интеллектуальной деятельности, соблюдение маркировки позволяло систематизировать свои знания. Оксана Геннадьевна предложила нам свой авторский конструктор учебных задач. Это прекрасная шпаргалка для любого учителя, я себе сохранила результаты и мысли всех потоков. «Плюшкину» все пригодиться.
А вот затем у меня получился большой разрыв в освоении МК (здоровье подкачало), и Визуальные организаторы пришлось изучать и выполнять задания в «последнем вагоне уходящего поезда». Благодарна Мурашко Вере, которая сделала мне взаимопроверку, это было важно для меня, в том ли я направлении двигаюсь, т.к. времени на глубокое осмысление не было. Я уверена, что работы требуют очень серьезной доработки. Теперь после МК, буду постепенно, вчитываясь еще раз проходить, изучать работы коллег.
В течение всего мастер-класса мы работали с различными сетевыми сервисами. Многие из них я уже применяла в своей работе, но моя коллекция после МК пополнилась новые инструменты, и их еще изучать и изучать. А Подарок от Оксаны в виде таблицы с описанием возможностей различных сетевых ресурсов визуализации – это поле для деятельности не одного месяца изучения.
Как изменилось мое видение критического мышления после мастер-класса? Оно стало более структурированным, связь с практикой усилилась, теперь я более «подкована» практически. Знания о визуальных организаторах, полученные в ходе мастер-класса, помогут перейти на новый уровень визуального представления информации. Визуальные организаторы буду использовать при работе, как со слабыми так и с сильными детьми, и каждый найдет то, что ему необходимо на данном этапе его обучения.
Я стала в общении с коллегами и учениками начинаю с аргументов. Это мне помогает убеждать и отстаивать свою точку зрения в общении с администрациями школ города. Я думаю, что нужно и учеников научить этому. Схема: Наблюдаю - Анализирую - Формулирую выводы - Нахожу подтверждение.  Я надеюсь, что к концу обучения по курсу Intel мои ученики будут правильно анализировать информацию, оценивать ее и делать выводы, а критиковать они будут только ресурсы интернет, которые несут заведомо ложную информацию. И я надеюсь, что их Путь в жизни будет успешным.
Новыми, а точнее посмотреть по новому,  учебными действиями для меня: систематизация материала, установление причинно-следственных связей между понятиями средствами web 2.0, самооценка и взаимооценивание и др.
Я добавлю в свою педагогическую деятельность приемы работы по зрительному запоминанию на основе выведения и рассуждения, диаграмма Венна, составления графов, концептуальные и ментальных карт.
В умениях 21 столетия критическое мышление стоит на наивысших позициях, поэтому мастер-класс был очень актуален и стал толчок к дальнейшему развитию меня, как педагога новой школы, и соответственно моих учеников.
Вот таким деревом, я изобразила рефлексию о критическом мышлении, много новых листочков на нем появиться при дальнейшем изучении и применении в практику работы.


P.S. Спасибо Оксане Геннадьевне, за насыщенное и продуктивное взаимодействие и обучение. Очень хочется продолжить обучение с «Учебная задача – элемент информационной образовательной среды» хотя бы вольным слушателем, т.к. конференция ограничивает количество мероприятий.

Комментариев нет: