Встретила хороший афоризм Оливера В. Холмса,
который гласит: «Мозг человека, растянутый новой идеей, уже не сжимается до
своего прежнего размера» [1]. И жизнь подтверждает это уже не
однократно. Когда 13 августа познакомилась с первоначальной программой
конференции, одним из первых выбранных мастер-классов был «Развитие критического
мышления средствами ИКТ», т.к. КМ является одной из составляющих программы
Intel. Шлях до успіху (Украина, Путь к успеху, Россия). С данной программой активно
работаю вместе с детьми уже на протяжении двух лет, и каждый раз дети задают
вопрос на первых занятиях «А кого или что будем критиковать?». На первых этапах
работы и сама долго выясняла подобные вопросы, чтобы более глубже разобраться с
понятием КМ, и что самое главное применять для этого ИКТ, я и решила пойти по
лестнице познания в мастер-классе.
Первым
заданием было ознакомиться с материалами и дать понятие КМ, я предложила такой
вариант: «Критическое мышление - способность ученика анализировать
учебную информацию с позиции логики и личностного подхода с целью использования
полученных результатов, как в стандартных, так и нестандартных ситуациях и
проблемах. И способность ставить новые вопросы, находить аргументы, принимать
независимые продуманные решения.» Затем мы знакомились и анализировали
научные подходы к понятию, мне кажется, что наиболее полно оно раскрыто Д.Дьюи.
С
графами знакома в программировании, а тут - денотатный граф. Что такое? Но
изучив принцип его построения, поняла, что это очень хороший и серьезный
инструмент в работе учителя. Он помог детальнее углубиться в понятие КМ.
Следующим
этапом было выяснить, как связаны Критическое мышление и УУД. Это была очень
серьезная коллективная работа, пришлось по-новому подходить к таким, казалось бы,
знакомым видам интеллектуальной деятельности, соблюдение маркировки позволяло
систематизировать свои знания. Оксана Геннадьевна предложила нам свой авторский
конструктор учебных задач. Это прекрасная шпаргалка для любого учителя, я себе
сохранила результаты и мысли всех потоков. «Плюшкину» все пригодиться.
А
вот затем у меня получился большой разрыв в освоении МК (здоровье подкачало), и
Визуальные
организаторы пришлось изучать и выполнять задания в «последнем вагоне уходящего
поезда». Благодарна Мурашко Вере, которая сделала мне взаимопроверку, это было
важно для меня, в том ли я направлении двигаюсь, т.к. времени на глубокое
осмысление не было. Я уверена, что работы требуют очень серьезной доработки. Теперь
после МК, буду постепенно, вчитываясь еще раз проходить, изучать работы коллег.
В течение всего мастер-класса мы работали с
различными сетевыми сервисами. Многие из них я уже применяла в своей работе, но
моя коллекция после МК пополнилась новые инструменты, и их еще изучать и
изучать. А Подарок от Оксаны в виде таблицы с описанием возможностей различных
сетевых ресурсов визуализации – это поле для деятельности не одного месяца
изучения.
Как изменилось мое видение критического
мышления после мастер-класса? Оно стало более структурированным, связь с
практикой усилилась, теперь я более «подкована» практически. Знания о
визуальных организаторах, полученные в ходе мастер-класса, помогут перейти на
новый уровень визуального представления информации. Визуальные организаторы
буду использовать при работе, как со слабыми так и с сильными детьми, и каждый
найдет то, что ему необходимо на данном этапе его обучения.
Я стала в общении с коллегами и учениками
начинаю с аргументов. Это мне помогает убеждать и отстаивать свою точку зрения
в общении с администрациями школ города. Я думаю, что нужно и учеников научить
этому. Схема: Наблюдаю - Анализирую - Формулирую выводы -
Нахожу подтверждение. Я
надеюсь, что к концу обучения по курсу Intel мои
ученики будут правильно анализировать информацию, оценивать ее и делать выводы,
а критиковать они будут только ресурсы интернет, которые несут заведомо ложную
информацию. И я надеюсь, что их Путь в жизни будет успешным.
Новыми, а точнее посмотреть по новому, учебными действиями для меня: систематизация
материала, установление причинно-следственных связей между понятиями средствами
web 2.0, самооценка и
взаимооценивание и др.
Я добавлю в свою педагогическую деятельность
приемы работы по зрительному запоминанию на основе выведения и рассуждения, диаграмма
Венна, составления графов, концептуальные и ментальных карт.
В умениях 21 столетия критическое мышление
стоит на наивысших позициях, поэтому мастер-класс был очень актуален и стал толчок
к дальнейшему развитию меня, как педагога новой школы, и соответственно моих
учеников.
Вот
таким деревом, я изобразила рефлексию о критическом мышлении, много новых
листочков на нем появиться при дальнейшем изучении и применении в практику
работы.
P.S. Спасибо Оксане
Геннадьевне, за насыщенное и продуктивное взаимодействие и обучение. Очень
хочется продолжить обучение с «Учебная
задача – элемент информационной образовательной среды» хотя бы
вольным слушателем, т.к. конференция ограничивает количество мероприятий.
Комментариев нет:
Отправить комментарий